Заказ успешно отправлен
Заказать обратный звонок

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ – И МЫ ВАМ ПЕРЕЗВОНИМ!

Ваша заявка принята, наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Главная » Новости и публикации » Как оформляют наёмных работников

Как оформляют наёмных работников

3 квітня 2017

Предприниматели-единщики 2–3-й групп имеют право использовать труд наёмных работников. У ФЛП 2-й группы их может быть не больше 10 человек, а вот на 3-й группе — неограниченное количество.

При приёме на работу нужно выполнять требования трудового и налогового законодательства, ведь если предприниматель использует труд физических лиц, он является работодателем (пп. 14.1.222 НКУ, ч. 1 ст. 1 ЗУ «Об организациях работодателей»). Отношения между работодателем и сотрудником строятся на основе трудового договора.

Работник может быть допущен к работе только после (ст. 24 КЗоТ):

  -  заключения трудового договора;

  -  оформления приказа (распоряжения) ФЛП о приёме на работу;

  -  уведомления фискальной службы.

  • Заключение трудового договора

    Трудовой договор с физлицом заключается в письменном виде (п. 6 ч. 1 ст. 24 КЗоТ). Причём использовать можно установленную форму, утверждённую Приказом Минсоцполитики № 260, удалив данные про центр занятости. Из неё надо убрать строки, которые ранее заполнял сотрудник центра занятости. Ведь с 2015 года предпринимателям больше не нужно регистрировать трудовые договоры в службе занятости. При необходимости можно добавить в договор определённые пункты, но они не должны ухудшать положение работника (ст. 9 КЗоТ).Для заключения договора работник должен предоставить:
    • заявление о приёме на работу. В нём указывается дата приёма, должность или обязанности, а также вид работы (основная, временная, по совместительству и пр.);
    • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
    • трудовую книжку (если есть).
    Если для выполнения работы требуется соответствующее образование или квалификация либо подтверждение того, что работнику по состоянию здоровья не противопоказано выполнение этого вида работ, работник должен предоставить (ч. 2 ст. 24 КЗоТ):
    • документ об образовании (специальности, квалификации);
    • документы о состоянии здоровья;
    • другие документы (например, военный билет) в случаях, предусмотренных законодательством.
    Трудовой договор считается заключённым только после того, как его подписали работодатель и работник, а также издан приказ (распоряжение) о принятии на работу.
  • Уведомление ГФС

    Следующий шаг — уведомить о принятии работников ГФС, где вы состоите на учёте. Уведомление подаётся до того, как работник приступил к работе, по установленной форме (приложение к Постановлению Кабмина № 413) одним из способов:
    • через электронную связь с использованием электронной цифровой подписи ответственных лиц;
    • в бумажном виде вместе с копией в электронной форме (на диске или флешке);
    • только в бумажном виде, если наёмных работников у вас не больше пяти.
    В уведомлении надо указать:
    • налоговый номер (РНУКПН) (ранее — ИНН) ФЛП или серию и номер паспорта, если есть отметка об уплате налогов по паспорту;
    • ФИО предпринимателя;
    • тип: «початкове» или «скасовуюче». Отменяющее уведомление подаётся, если допустили ошибки в начальном или если работник передумал приступать к работе, а вы уже успели подать в ГФС уведомление о его приёме на работу;
    • категорию работника: «1» — работник с трудовой книжкой; «2» — без трудовой книжки (в случае приёма на работу по совместительству);
    • налоговый номер (РНУКПН) работника либо серия и номер его паспорта, если есть отметка об уплате налогов по паспорту;
    • ФИО работника;
    • номер и дату приказа или распоряжения о приёме на работу;
    • дату начала работы.
    В итоговой части уведомления проставляете дату и количество заполненных строк на листе (соответствует количеству принятых работников) и номер листа (если принимаете много работников и их данные не помещаются на одном листе).Обратите внимание, что дата приказа (распоряжения) о приёме на работу и фактическая дата начала работы отличаются (письмо Минсоцполитики № 432).Не надо подавать уведомление в ГФС, если с работником заключён гражданско-правовой договор (письмо Минсоцполитики № 1038).Другие органы ставить в известность о принятии работников не надо.
  • Заполнение трудовой книжки

    Предприниматель ведёт трудовые книжки работников, которые трудятся у него по основному месту работы более 5 дней (п. 1.1 Инструкции № 58).Записи в трудовую книжку ФЛП делает самостоятельно при приёме на работу в соответствии с заключённым трудовым договором, а также при его расторжении. Заполнять трудовую рекомендовано шариковой или перьевой ручкой с чернилами чёрного, синего или фиолетового цвета (п. 2.4 Инструкции № 58).Порядок заполнения трудовой книжки такой:
    • в графе 3 раздела «Відомості про роботу» как заголовок пишется полное наименование ФЛП, который принимает сотрудника;
    • в следующей строке в графе 1 ставится порядковый номер записи;
    • в графе 2 указывают дату принятия на работу — день, с которого работник фактически приступит к работе;
    • в графу 3 вносят запись «Принят на работу (далее указывается профессиональная характеристика работ) по трудовому договору (ставится дата и номер договора)». Должность работника указывается в соответствии с наименованием профессий и должностей из Классификатора профессий ДК 003:2010 (утверждён приказом Госпотребстандарта № 327);
    • в графе 4 указывают номер и дату приказа или распоряжения о приёме на работу.
    Записи в трудовой предприниматель заверяет своей подписью и печатью (если есть).Трудовые книжки работников, труд которых связан с предоставлением услуг (повара, няни, водители и т. д.), хранятся у работников (абз. 1 п. 2.211 Инструкции № 58).
  • Первое рабочее место работника

    Спорным остаётся вопрос, имеет ли право предприниматель заводить трудовую книжку на наёмного работника, который трудоустроился к ФЛП на первое рабочее место. Министерство соцполитики высказало мнение, что предприниматели имеют право оформлять трудовую книжку на работников, которые трудоустраиваются впервые (письмо Минсоцполитики № 492/06/186-15).Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки должно подписывать лицо, ответственное за их выдачу, после ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка (2.12 Инструкции № 58). Выходит, что ФЛП не имеет права заверять титульный лист трудовой книжки. Минсоцполитики в некоторых письмах утверждает, что ФЛП не имеет права заводить трудовую книжку для работника, а подтверждением его стажа будет письменный трудовой договор с указанием периода работы (письмо Минсоцполитики № ДЦ-12-1528). В то же время Госкомпредпринимательства считает, что ФЛП имеют право заводить трудовые книжки на наёмных работников, у которых это первое место работы, и заверять записи на титульном листе трудовой (письмо Госкомпредпринимательства № 2421).Минюст рекомендовал Минсоцполитики внести изменения в Инструкцию № 58 (письмо Минюста № 21-5-172). А пока этого не произошло, считаем, что не будет нарушением, если предприниматель заведёт на работника трудовую книжку и заполнит её титульный лист, заверив своей печатью (если есть). Если же он этого не сделает, то, по мнению Минсоцполитики, административную ответственность к нему применить не могут, так как это не является нарушением трудового законодательства (письмо Минсоцполитики № ДЦ-12-1528).