Как оформляют наёмных работников
3 квітня 2017
Предприниматели-единщики 2–3-й групп имеют право использовать труд наёмных работников. У ФЛП 2-й группы их может быть не больше 10 человек, а вот на 3-й группе — неограниченное количество.
При приёме на работу нужно выполнять требования трудового и налогового законодательства, ведь если предприниматель использует труд физических лиц, он является работодателем (пп. 14.1.222 НКУ, ч. 1 ст. 1 ЗУ «Об организациях работодателей»). Отношения между работодателем и сотрудником строятся на основе трудового договора.
Работник может быть допущен к работе только после (ст. 24 КЗоТ):
- заключения трудового договора;
- оформления приказа (распоряжения) ФЛП о приёме на работу;
- уведомления фискальной службы.
-
Заключение трудового договора
Трудовой договор с физлицом заключается в письменном виде (п. 6 ч. 1 ст. 24 КЗоТ). Причём использовать можно установленную форму, утверждённую Приказом Минсоцполитики № 260, удалив данные про центр занятости. Из неё надо убрать строки, которые ранее заполнял сотрудник центра занятости. Ведь с 2015 года предпринимателям больше не нужно регистрировать трудовые договоры в службе занятости. При необходимости можно добавить в договор определённые пункты, но они не должны ухудшать положение работника (ст. 9 КЗоТ).Для заключения договора работник должен предоставить:- заявление о приёме на работу. В нём указывается дата приёма, должность или обязанности, а также вид работы (основная, временная, по совместительству и пр.);
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку (если есть).
- документ об образовании (специальности, квалификации);
- документы о состоянии здоровья;
- другие документы (например, военный билет) в случаях, предусмотренных законодательством.
-
Уведомление ГФС
Следующий шаг — уведомить о принятии работников ГФС, где вы состоите на учёте. Уведомление подаётся до того, как работник приступил к работе, по установленной форме (приложение к Постановлению Кабмина № 413) одним из способов:- через электронную связь с использованием электронной цифровой подписи ответственных лиц;
- в бумажном виде вместе с копией в электронной форме (на диске или флешке);
- только в бумажном виде, если наёмных работников у вас не больше пяти.
- налоговый номер (РНУКПН) (ранее — ИНН) ФЛП или серию и номер паспорта, если есть отметка об уплате налогов по паспорту;
- ФИО предпринимателя;
- тип: «початкове» или «скасовуюче». Отменяющее уведомление подаётся, если допустили ошибки в начальном или если работник передумал приступать к работе, а вы уже успели подать в ГФС уведомление о его приёме на работу;
- категорию работника: «1» — работник с трудовой книжкой; «2» — без трудовой книжки (в случае приёма на работу по совместительству);
- налоговый номер (РНУКПН) работника либо серия и номер его паспорта, если есть отметка об уплате налогов по паспорту;
- ФИО работника;
- номер и дату приказа или распоряжения о приёме на работу;
- дату начала работы.
-
Заполнение трудовой книжки
Предприниматель ведёт трудовые книжки работников, которые трудятся у него по основному месту работы более 5 дней (п. 1.1 Инструкции № 58).Записи в трудовую книжку ФЛП делает самостоятельно при приёме на работу в соответствии с заключённым трудовым договором, а также при его расторжении. Заполнять трудовую рекомендовано шариковой или перьевой ручкой с чернилами чёрного, синего или фиолетового цвета (п. 2.4 Инструкции № 58).Порядок заполнения трудовой книжки такой:- в графе 3 раздела «Відомості про роботу» как заголовок пишется полное наименование ФЛП, который принимает сотрудника;
- в следующей строке в графе 1 ставится порядковый номер записи;
- в графе 2 указывают дату принятия на работу — день, с которого работник фактически приступит к работе;
- в графу 3 вносят запись «Принят на работу (далее указывается профессиональная характеристика работ) по трудовому договору (ставится дата и номер договора)». Должность работника указывается в соответствии с наименованием профессий и должностей из Классификатора профессий ДК 003:2010 (утверждён приказом Госпотребстандарта № 327);
- в графе 4 указывают номер и дату приказа или распоряжения о приёме на работу.
-
Первое рабочее место работника
Спорным остаётся вопрос, имеет ли право предприниматель заводить трудовую книжку на наёмного работника, который трудоустроился к ФЛП на первое рабочее место. Министерство соцполитики высказало мнение, что предприниматели имеют право оформлять трудовую книжку на работников, которые трудоустраиваются впервые (письмо Минсоцполитики № 492/06/186-15).Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки должно подписывать лицо, ответственное за их выдачу, после ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка (2.12 Инструкции № 58). Выходит, что ФЛП не имеет права заверять титульный лист трудовой книжки. Минсоцполитики в некоторых письмах утверждает, что ФЛП не имеет права заводить трудовую книжку для работника, а подтверждением его стажа будет письменный трудовой договор с указанием периода работы (письмо Минсоцполитики № ДЦ-12-1528). В то же время Госкомпредпринимательства считает, что ФЛП имеют право заводить трудовые книжки на наёмных работников, у которых это первое место работы, и заверять записи на титульном листе трудовой (письмо Госкомпредпринимательства № 2421).Минюст рекомендовал Минсоцполитики внести изменения в Инструкцию № 58 (письмо Минюста № 21-5-172). А пока этого не произошло, считаем, что не будет нарушением, если предприниматель заведёт на работника трудовую книжку и заполнит её титульный лист, заверив своей печатью (если есть). Если же он этого не сделает, то, по мнению Минсоцполитики, административную ответственность к нему применить не могут, так как это не является нарушением трудового законодательства (письмо Минсоцполитики № ДЦ-12-1528).