Заказ успешно отправлен
Заказать обратный звонок

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ – И МЫ ВАМ ПЕРЕЗВОНИМ!

Ваша заявка принята, наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.
Главная » Новости и публикации » Налогообложение финансовой помощи (Часть І)

Налогообложение финансовой помощи (Часть І)

24 березня 2016

Финансовая помощь – широко распространенный вид расчетов. Как правило, к данному инструменту обращаются юридические лица, которым необходимо срочное пополнение оборотных средств. Однако нередки случаи предоставления помощи и физическим лицам (сотрудникам, учредителям) со стороны предприятий. В любом случае, перед фактическим перечислением средств в качестве финансовой помощи, нужно определить ее вид и заключить соответствующий договор.

Исходя из содержания операции и последующих обязательств сторон, финансовая помощь делится на два вида: возвратную и безвозвратную. В Гражданском кодексе Украины отсутствуют прямые требования к договорам о предоставлении финансовой помощи. На практике, в таких ситуациях за основу берут довольно схожие по своей экономической и юридической сути договоры ссуды (когда речь идет о возвратной помощи) и дарения (в случае предоставления безвозвратной помощи).

Каким же образом операции по предоставлению и получению разных видов финансовой помощи влияют на состав налогов, уплачиваемых предприятием?

Сразу отметим, что согласно п. 185.1 Налогового кодекса, финансовая помощь не соответствует критериям признания в качестве объекта обложения налогом на добавленную стоимость (НДС). Поэтому, как возвратная, так и безвозвратная помощь не приведут к возникновению налогового кредита/налоговых обязательств ни у одной из сторон договора.

ВОЗВРАТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ

Согласно п. 14.1.257 НКУ возвратная финансовая помощь – сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими средствами, и является обязательной к возврату.

Ситуация 1. Финансовая помощь предоставлена юридическому лицу – плательщику единого налога.

В данном случае, по факту получения помощи у предприятия не возникает объект налогообложения. Однако, в соответствии с п. 292.11 НКУ, такую помощь плательщик единого налога должен вернуть в течение 12 календарных месяцев с момента получения, иначе ее придется включить в состав налогооблагаемого дохода по основной ставке и отразить в декларации за период, в котором фактически истечет указанный срок.

Ситуация 2. Финансовая помощь предоставлена юридическому лицу – плательщику налога на прибыль на общих основаниях.

Объект налогообложения предприятий на общей системе, начиная с 2015 года, рассчитывается по правилам бухгалтерского учета. Такая норма закреплена в п. 134.1.1 НКУ. Ранее для такой помощи были предусмотрены четкие сроки возврата, превышение которых обязывало предприятие начислять условные проценты и включать их в налогооблагаемый доход. На сегодняшний день, налоговое законодательство не содержит никаких специальных норм относительно налогообложения возвратной финансовой помощи «общесистемникам». В свою очередь, согласно национальным стандартам бухгалтерского учета (П(С)БУ 15 «Доход» и П(С)БУ 16 «Расходы») такая помощь не является доходом при получении и не относится на расходы при возврате. Таким образом, получение возвратной финансовой помощи не влияет на финансовый результат предприятия и, следовательно, не подлежит налогообложению. Данная позиция подтверждена в письме ГФС № 1235/10/02-32-15-02 от 09 октября 2015 года.

Однако, в случае нарушения установленных в договоре сроков возврата и истечения срока исковой давности, такую помощь можно определить как безвозвратную, особенности налогообложения которой раскроем далее.